Премия Рунета-2020
Хабаровск
+1°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
23 апреля 2024 8:09

Валерий Криворотый: «С БАМа уеду только по БАМу!»

Ветераны-железнодорожники Хабаровского края отметят 50-летие начала стройки века
Железнодорожная династия Криворотых служит на путях сообщения уже 350 лет! Фото: предоставлено "КП"

Железнодорожная династия Криворотых служит на путях сообщения уже 350 лет! Фото: предоставлено "КП"

Человек разгрыз вечную мерзлоту, в тяжелейших условиях отвоевал место у тайги, закрыл мостами 11 крупных рек, перевалил через семь горных хребтов и пробил себе путь длиной в 4,3 тысячи километра. БАМ стал самым массовым по количеству участников и одним из самых дорогих инфраструктурных проектов в истории СССР. По ценам 1991 года он обошелся стране в 17,7 миллиарда рублей. На участках Байкало-Амурской магистрали в разное время трудились более двух миллионов человек.

Люди оказали колоссальное влияние на природу. Однако в большой степени стройка века повлияла и на судьбы своих создателей. Летопись БАМа содержит массу трагических, героических и счастливых страниц. Вдоль ветки «с нуля» выросли новые города, отсюда вышли будущие руководители транспортной отрасли России, здесь образовались целые трудовые династии. Одна из таких - семья Валерия и Людмилы Криворотых.

- Мои родители - железнодорожники, и я всегда мечтал тоже работать на железной дороге. В 1965 году, когда я был комсомольцем, забили «серебряный» костыль на трассе Абакан - Тайшет. Это означало окончание стройки, и я расстроился, что не попал на нее. Уж очень мне хотелось поучаствовать в такой масштабной работе, - рассказал «КП» - Хабаровск» директор Хабаровского регионального отделения общероссийской общественной организации «Бамовское содружество», ветеран БАМа Валерий Криворотый.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

В 1972 году Валерий Криворотый окончил Хабаровский железнодорожный институт, факультет электрификации железных дорог, и отправился работать на ту самую трассу Абакан - Тайшет, которую он так мечтал строить. В то время каждый выпускник должен был отработать по специальности не менее трех лет. Поэтому в 1974 году Валерия постигло очередное разочарование: комсомольцы поехали на БАМ, и всесоюзная железнодорожная стройка опять начиналась без него. Как ни странно, выручила военная кафедра института. Молодого специалиста призвали на срочную службу в железнодорожные войска. И сразу отправили на передовую: строить Байкало-Амурскую магистраль.

- На распределении полковник долго сомневался, куда меня направить. По специальности я инженер-электромеханик. В итоге меня определили в Февральское, маленькое село в Амурской области в 300 километрах к северо-востоку от станции Арга на Транссибе. Наш батальон первым пришел на строительство БАМа, - с гордостью говорит Валерий Криворотый.

Валерий Криворотый с бойцами-строителями магистрали. Фото: предоставлено "КП"

Валерий Криворотый с бойцами-строителями магистрали. Фото: предоставлено "КП"

Дети жителей Февральска на всю жизнь запомнили 1 сентября 1974 года. В этот день многие из них, нарядные и с цветами в руках, первый раз пошли в школу. И в этот самый день в поселок вошел 98-й отдельный путевой батальон. С тех пор их судьбы оказались неразрывно связаны. Сразу установили палаточный городок, разместили военную технику, первые три роты отправились в тайгу с пилами и топорами. Автомобильная и техническая роты, где служил Валерий Криворотый, занялись подъездными путями и отсыпкой дорог.

МЫ ПРОЛОЖИМ МАГИСТРАЛЬ

Назвать работу легкой нельзя было никак. Летом одолевал гнус, болотные испарения и жара. Зимой температура воздуха колебалась от 40 до 60 градусов мороза. Кругом тайга и болота, под ними - вечная мерзлота. Посреди леса ставили палатки: возводили стены из бревен, вместо крыши натягивали брезент, оборудовали помещения печами. Каждый старался сделать так, чтоб и условия жизни были не слишком стесненными, и в жилище сохранялось драгоценное тепло. Для этого из кирпича складывали печь, тянули металлические трубы к противоположной стене и там сооружали еще одну кладку с дымоходной трубой. Истопник так разгонял температуру в печи, что импровизированный радиатор отопления раскалялся докрасна.

Бригады, которые уходили в лес на валку деревьев, силу дальневосточного мороза прочувствовали сразу. Древесный сок превращался в лед, и ствол становился тверже камня. Несколько ударов топором - и инструмент приходил в негодность: лезвие нужно было точить заново. То же самое происходило с цепями бензопил. Спасла положение знаменитая солдатская смекалка. Бойцы снимали с бензопилы цепь, надевали на привод небольшой круглый наждачный камень и затачивали топоры прямо в лесу.

Мороз в зоне строительства БАМа опускался до минус 60 градусов. Фото: предоставлено "КП"

Мороз в зоне строительства БАМа опускался до минус 60 градусов. Фото: предоставлено "КП"

Лейтенанту Валерию Криворотому, как специалисту по электрификации, поручали тянуть линии электропередач на самых ответственных участках. Однако с началом работ выяснилось, что никто из его подчиненных не имел такого опыта. Тянуть провода на высоте солдаты не умели, а забираться по опорам мог только один.

- Делать было нечего, я взялся их учить. По вечерам приходил в солдатскую палатку, прикручивал к дужке кровати изолятор и показывал, как крепить к нему провод. Бойцы тренировались, пока у них не стало получаться. Ведь тяжело в учении - легко в бою. Когда он будет наверху опоры, я уже не смогу ему ничего показать. Зато, когда вышли на линию, я один раз отработал на практике весь цикл, и дальше солдаты работали самостоятельно, - рассказал Валерий Криворотый.

В декабре 1974 года он получил приказ обеспечить электроснабжение штаба бригады. Бурить лунки под опоры начали в мае, когда было уже тепло. Снимали верхний слой, а под ним - мерзлота. Бур ее не брал. Удавалось пробиться лишь на один метр в глубину. Так, понемногу, шаг за шагом и протянули линию. Работы для подразделения Криворотого хватало. К 7 ноября 1976 года, годовщине Октябрьской социалистической революции, решили подать электроэнергию в Февральск. Как было принято в те годы, задачу выполнили раньше, и электричество подали уже на день Комсомола, 29 октября. Вместе со строителями БАМа в отдаленные поселения пришли блага цивилизации и комфорт.

Работали в тяжелейших условиях. Фото: предоставлено "КП"

Работали в тяжелейших условиях. Фото: предоставлено "КП"

В 1976-м военная служба окончилась, но демобилизованный инженер-электромеханик не захотел покидать боевых товарищей и участок дороги, к которому прикипел всей душой. После короткого отпуска он вернулся в Февральск и устроился работать на энерговагоны, от которых когда-то тянул линии электропередач в поселок. Через три года семья перебралась в Тынду.

Я ЗДЕСЬ НАШЕЛ СУДЬБУ СВОЮ

В 1975 году Валерий Криворотый вместе с подчиненными работал на строительстве клуба батальона. В то время вместо палаток, которые ставили в самом начале, возводили деревянные постройки на сваях. Аккурат напротив стройплощадки стоял небольшой вагончик, где располагалась бухгалтерия части. Офицер сразу приметил бойкую невысокую светловолосую девушку, которая там работала. Девушка тоже обратила внимание на молодого командира с шикарными бакенбардами, мастерски владеющего фотокамерой. Позже встретились на совместном вечере в том самом клубе.

- Так мы с моей Людмилой и познакомились. Потанцевали, поговорили, стали встречаться. Быстро поняли, что хотим провести друг с другом остаток жизни. Ну и тянуть не стали. В Февральске сельская администрация, ЗАГС и другие госучреждения располагались в одном здании. В нем мы и расписались, - вспоминает Валерий Криворотый.

На строительстве клуба. Фото: предоставлено "КП"

На строительстве клуба. Фото: предоставлено "КП"

Судьба супругов оказалась прочно связана с Байкало-Амурской магистралью на долгие годы. Для их детей - двоих сыновей и дочери - БАМ стал малой родиной. Даже сейчас Валерий и Людмила Криворотые считают себя частичкой этого железнодорожного пути. Однако они не высчитывают долю своего вклада в стройку века, не пытаются оценить, сделали ли они больше, чем остальные. Здесь каждый находился на своем месте и работал с максимальной отдачей.

- БАМ строила вся страна. Молодые люди приезжали, работали какое-то время, зарабатывали деньги и уезжали в свои родные города. Мы поехали за запахом тайги. Хотелось вложить свой кирпичик в общее дело. Тогда мы не знали, что будут за это давать квартиры, ордена, автомобили и прочее. Работали за идею. Когда я приехал сюда служить, то дал себе слово: с БАМа уеду только по БАМу. Но получилось совсем не так, как я рассчитывал. С БАМа я уехал прямиком на пенсию. Я его строил, я его эксплуатировал, я остался там жить. Из Февральска мы переехали в Тынду, где я проработал до пенсии. Там сейчас живут мои сыновья, - с ностальгией говорит Валерий Криворотый.

Родители ветерана Криворотые Виктор Григорьевич и Антонина Васильевна с 1948 года работали на электрификации железных дорог, в том числе на участке Москва - Байкал. Его старший сын Дмитрий был помощником машиниста, электромонтером, а сейчас - начальник сетевого участка. Сын Валерий так же, как и отец, окончил ДВГУПС и прошел трудовой путь от электромонтера до руководителя дистанции электроснабжения железных дорог. Дочь Юлия пошла по стопам матери. Она - экономист финансовой службы ДВЖД. Сестра Валерия Криворотого отработала на железной дороге 35 лет. Таким образом, общий трудовой стаж железнодорожной династии Криворотых сегодня достиг почти 350 лет!

МЫ ВЫСЕКЛИ СВОИ ИМЕНА НА ГРАНИТЕ

Сегодня Валерий Криворотый - директор хабаровского отделения «Бамовского содружества» и считает своим долгом хранить добрую память о героях, проложивших такую важную для страны магистраль. Он отыскивает тех, с кем когда-то впервые вошел в тайгу и плечом к плечу прокладывал в ней дороги. Многих уже нет в живых, но ветераны свято хранят память о каждом. В дни празднования 40-летия начала стройки века строители БАМа посетили торжественные мероприятия в Февральске. На станции установили памятный камень, где были высечены наименования воинских частей, принявших участие в строительстве.

Валерию Криворотому удалось внести номер своей части на памятный знак. Фото: предоставлено "КП"

Валерию Криворотому удалось внести номер своей части на памятный знак. Фото: предоставлено "КП"

- Я увидел этот знак и удивился: наш 98-й отдельный путевой батальон, который первым зашел на стройку, не указали вообще! Обидно стало до слез. Целых пять лет, до 2019 года я обращался в различные инстанции, говорил об этом упущении. Призывал исправить ошибку. И, наконец, меня услышали! К 45-летию БАМа на станции установили новую плиту, где наша часть значилась самой первой. Нам удалось восстановить справедливость.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почем Шантары для народа: знаменитый дальневосточный архипелаг можно будет посетить за баснословно низкую цену

Турпутевка на Шантарские острова подешевела на треть в этом году (подробнее)